В чем привлекательность фильмов ужасов с точки зрения психоанализа?

Кинематограф в целом обладает огромным количеством средств и возможностей для контакта с бессознательным зрителя. Звук, цвет, различные спец.эффекты не просто создают необходимую атмосферу, они актуализируют глубокие вытесненные переживания и чувства. Фильмы ужасов богаты на художественные средства, способные нагнетать обстановку, ведь в них важен не сам объект, вызывающий страх, а именно то, КАК изображается он сам и то, что он делает. Это вызывает у зрителя очень смешанные и разнообразные чувства: не только ужас, но и определенное удовольствие. Ведь еще Фрейд писал, что жуткое – это нечто когда-то вытесненное, а ныне возвращающееся, неважно каким аффектом оно было окрашено ранее. «Страх – это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия» (С. Кьеркегор).

Фильм ужасов является пространством для реализации подавленных запретных влечений (агрессивных, сексуальных и т.п.) на символическом уровне. В процессе просмотра мы идентифицируем себя с определенным образом (монстром или жертвой), отыгрывая свои бессознательные страхи и фантазии. Это помогает легитимизировать определенные агрессивные влечения, такую иррациональную темную сторону, принять и присвоить ее себе, научиться с ней жить и обходиться.

Просмотр фильмов ужасов реализует нашу нарциссическую фантазию о всемогуществе, когда размываются границы между фантазией и реальностью, когда появляется нечто, казавшееся невозможным и принадлежащим исключительно царству фантазий, например возможность управлять другим или убить одним лишь желанием.

Хоррор может стать каналом отреагирования тревоги, помогая нам проживать ранние довербальные травмы (страхи базовой безопасности, расщепления, поглощения) в безопасной обстановке. Паранойальная тревога ранней стадии развития либидо отыгрывается благодаря сюжетам, основанным на мотиве преследования.

За счет символического отыгрывания травмирующих сцен снижается внутреннее напряжение в психике.

Просмотр хоррора помогает проживать страх смерти, а также чувства с этим связанные. Преодоление страха происходит за счет его символизации, опредмечивания в конкретном персонаже, и давая возможность его символического уничтожения. Преодолевая локализацию страха, разрушаются его границы и высвобождается исходный базовый страх, снижая психическое напряжение.   

Вера Климова,

Психолог-психоаналитик, член ЕКПП

Made on
Tilda