Психоаналитическое прочтение мультфильма «Душа»

Новый мультфильм студии Пиксар «Душа» – не просто кино о жизни и смерти, в нём поднята животрепещущая на сегодняшний день тема смысла жизни, поиска себя в ней и самоопределения. В нашем нарциссическом мире она актуальна как никогда, потому что вопрос собственной идентичности рано или поздно выходит на первый план и вызывает у нас много вопросов и переживаний.

На мой взгляд в этом мультфильме показаны две части одной и той же личности – "Достигатор" (главный герой Джо Гарднер) – часть, стремящаяся к достижениям и успеху, и "Саботажник" (Душа 22, наставником которой становится главный герой), хотя по сюжету это и два разных героя. Но то, что Душа 22 какое-то время находилась в теле Джо и познавала через него этот мир, может говорить в пользу этой версии.

"Достигатор" стремится во что бы то ни стало добиться успеха, чтобы заслужить одобрение своей матери, но не испытывает ничего, когда это происходит. Он чувствует лишь опустошение и разочарование, понимая, что это не смогло заполнить его душевную пустоту и потребность в любви и принятии, так как в случае с нарциссической матерью это недостижимый идеал.

"Саботажник" же, наоборот, отказывается от чего-либо, заранее занимая пораженческую позицию. В конце мультфильма мы видим истоки этой позиции – интроекты в его голове, которые обесценивают, осуждают и критикуют. Это голоса внешние, которые со временем стали внутренними. Если всё-таки принять то, что Душа 22 – это часть личности Джо Гарднера, то можно предположить, что среди них есть голос его матери, которая постоянно им недовольна и обесценивает его стремления к достижению успеха в его музыкальной карьере. И это очень хорошо показано в сюжете.

Очевидно, что главный герой идентифицирует себя с отцом, который был музыкантом и познакомил его с джазом. Таким образом он пытается заслужить любовь своей матери, которая, судя по всему, является нарциссической личностью, хотя и о муже своем она отзывается не лучшим образом. Она постоянно недовольна своим сыном, она не принимает его, всё время критикует и обесценивает, её любовь невозможно заслужить. Хотя в конце случается некий прорыв, когда она всё-таки соглашается с сыном после его проникновенной речи и помогает ему и поддерживает его в достижении его мечты. Но после концерта она так же быстро исчезает, снова ускользая, оставив его в смятении и чувствах, которые он плохо распознаёт, потому что не умеет этого делать.

Это типичная нарциссическая мать, у которой периодически случаются проблески, и в воспоминаниях главного героя даже есть моменты близости с ней, которые, возможно, являются лишь его фантазией. Она сосредоточена на себе, она не видит в своём сыне личность, а лишь нарциссическое продолжение себя и своих желаний. Поэтому ему сложно было понять, чего он сам хочет на самом деле, а его мечта оказалась иллюзией.

Но встреча двух частей личности главного героя и способность увидеть истоки его проблем, помогает ему осознать, что смысл существования – это быть и чувствовать себя живым, что достижение успеха не заполняет внутреннюю пустоту и не закрывает неудовлетворенную потребность в любви и принятии, что внутренние опоры нужно искать в себе, и только это поможет ему стать счастливым.


Вера Климова,

Психолог-психоаналитик, член ЕКПП

Made on
Tilda