Механизм работы расщепления в сериале «Разделение»

В основе сюжета этого антиутопичного сериала – «процедура разделения», которую проходят сотрудники корпорации «Lumon», чтобы начать в ней работать. В голову каждому из них вживляется чип, с помощью которого рабочие воспоминания отделяются от обычных. Главной темой является гротескное высмеивание корпоративной культуры, но помимо этого очень ярко показан сам механизм работы разделения, который является аллегорией психической защиты расщепления.

Механизм работы расщепления показан буквально, изображая работу психической реальность изнутри. Он как будто бы упрощает жизнь, отделяя рабочую жизнь от всего остального, разделяя на простое и сложное, хорошее и плохое, всемогущее и беспомощное.

И для каждой из этих частей личности есть свои понятия: «интра» (англ. “innie”) – рабочая версия, и «экстра» (англ. “outtie”) – личность за пределами корпорации.

Интра – бесправная, подчиняющаяся власти, подвергающаяся наказаниям, страдающая, выполняющая бессмысленную работу.

Экстра – подавляющая и доминирующая, подчиняющая себе интру и заставляющая ее работать. В структуре психики она может быть олицетворением Сверх-Я.

Это как будто бы два разных человека, которые не знают друг о друге ничего, но, по сути, это две части одного целого, стремящиеся к интеграции.

Главный герой Марк, переживший смерть жены, добровольно отказывается от части себя, отщепляя ее страдающую, «плохую», непереносимую сторону. Он отправляет ее на работу, полагая, что хотя бы там он не будет чувствовать горе утраты. Однако эти чувства никуда не исчезают, они всё так же находятся внутри, хоть и не осознаются. Позже Марк узнает от своего бывшего коллеги, что иногда он приходил на работу с красными глазами, и слышит: «Там ты всё так же страдаешь, только не понимаешь, от чего».

Согласно З. Фрейду внутри Я сосуществуют две психические установки по отношению к внешней реальности, противоречащей влечениям: первая учитывает реальность, вторая — игнорирует ее, выдвигая на первый план желания. Эти установки сосуществуют, не оказывая друг на друга никакого воздействия так же, как две части личности героев «Разделения». Одна из них демонстрирует отказ от реальности, а вторая – от влечений.

Если предположить, что задачей расщепления (в данном случае разделения) является уменьшение неудовольствия, то как мы видим по ходу сюжета, человек получает не его, а попеременные высокие амплитуды удовольствия и неудовольствия, что его еще в большей степени изматывает и дезорганизует. От таких перепадов жизнь становится еще более невыносимой, так как психика не способна интегрировать амбивалентность.


Вера Климова,

Психолог-психоаналитик, член ЕКПП

Made on
Tilda