Человек, который боится провала, как правило, не уверен в себе, он тревожен, что проявляется во всех его действиях и словах. Его страх может появляться ситуативно, а может существовать постоянно в виде фоновой тревоги. Страх неудачи может проявляться в различных жизненных ситуациях, а также иметь разные формы (страх совершить ошибку, страх провала), которые, по сути, представляют собой один и тот же механизм: чувство беспокойства и тревоги перед возможным неудачным исходом. При этом человек может испытывать такие же соматические симптомы, как при любом другом страхе: головокружение, тремор, учащенное сердцебиение, тревогу вплоть до панических атак.
Боязнь совершить ошибку (потерпеть неудачу или провал) как правило иррациональна, потому как не всегда связана с реальной ситуаций: «Еще ничего не произошло, но мне уже очень страшно, что ничего не получится», а потому неконтролируема. Это переживание определенного опыта, который закрепился в психике в виде страха с целью предотвращения его повторения с помощью избегания негативных ситуаций.
Страх неудачи и провала может быть настолько силен, что мы будем выбирать бездействие вместо того, чтобы даже что-то попробовать начать делать, избирая стратегию избегания. В этом смысле отказ сталкиваться с невыносимой ситуацией становится выходом и временно уменьшает тревогу, связанную с пугающим событием. Это может влиять на принятие любых важных для нас решений из-за возможных неудач. Появляется спасительная иллюзия, что если вообще ничего не предпринимать, то это позволит избежать угрозы провала. Конечно, в этом есть определенная логика: если ничего не делать, то ничего и не произойдет. Но не произойдет не только чего-то страшного и пугающего, но и чего-то хорошего, ведь бездействием мы лишаем себя любых возможностей. Человек может впадать в ступор даже при одной мысли о том, что может допустить ошибку, опасаясь, что любые его усилия могут не только не привести к желаемому результату, а стать настоящим провалом, подтвердив тем самым его внутренние переживания.
Любой страх, как реакция на реальную угрозу, является нормальным. Он служит сигналом для определенных действий в ситуации опасности. В данном случае страх неудачи – это естественная реакция в условиях риска и неопределенности. Он дает нам возможность не действовать импульсивно, а взвешенно подходить к принятию решений, оценивая ситуацию с разных сторон. Однако, когда страх провала становится навязчивым и блокирует любую нашу активность, это может становиться проблемой, ухудшая наше качество жизни и мешая в достижении любых целей. В этом случае этот страх исходит не из реальной угрозы, а изнутри, вызывая переживание беспомощности. Таким образом происходит торможение психических процессов, «замирание» и отказ от действий.
Находясь под влиянием страха совершить ошибку, страха неудачи и провала, можно сказать, что мы отказываемся от жизни во всех ее проявлениях, ведь все наши психические процессы сосредотачиваются на обслуживании этого страха и защиты от тревоги. Все наши действия подчинены тому, чтобы избегать стрессовых ситуаций, которые могут спровоцировать появление этого неприятного переживания. Мы ограничиваем себя в любых возможностях получить новый опыт, испытать новые эмоции и чувства, не только негативные, но и те, которые могут принести нам радость и удовлетворение. Мы отказываемся от всего нового, не веря в свои способности: от достижения любых своих целей, саморазвития, планов на будущее и возможного роста.
За страхом потерпеть неудачу, как и любым другим страхом, всегда стоят глубинные переживания, внутренние конфликты и противоречия.
Человек со страхом неудачи скорее всего обладает очень жестким Сверх-Я – контролирующей и критикующей инстанцией психики. Это так называемая совесть, которая помогает нам существовать в социуме, соблюдая все нормы и правила. Но при определенном опыте воспитания ребенка Сверх-Я становится чрезмерно строгим и наказующим за любую провинность. Это интернализованный родительский объект, который находится внутри нас и задает очень высокую планку, а при любой оплошности грозит суровым наказанием. Со временем этот образ родителя в психике обезличивается, поэтому угроза становится менее определенной, что и выражается в появлении иррациональной тревоги. Есть представление о том, как и что должно быть правильно, возможно, даже идеально. В таких рамках очень сложно действовать свободно, спонтанно, не ожидая каких-то определенных результатов. Появляется парадигма, в которой действует правило: либо всё, либо ничего.
Таким образом внутренний конфликт вызывает усиление тревоги и, как следствие, торможение, так как тревога имеет отношение к ожиданию опасной ситуации, которой в данном случае является наказание Сверх-Я и, как следствие, ощущение беспомощности.
Совершив ошибку, мы можем подтвердить себе свою несостоятельность и неидеальность, что может уже само по себе восприниматься, как провал.
Помимо этого, восприятие мира, как опасного и угрожающего, также может влиять на способность действовать, не боясь неудачи. На стадии сепарации-индивидуации (по теории психоаналитика Маргарет Малер) в возрасте 2-3 лет ребенок начинает отделяться от матери, изучать мир, начинает происходить становление его Я, он проверяет свои возможности и границы. Если в это время у него формируется представление о том, что этот мир слишком опасен и полон угроз, что он не сможет в нем выжить самостоятельно, то и в дальнейшем это ощущение может закрепиться и начать влиять на всю его дальнейшую жизнь. Любая самостоятельность будет связана со страхом провала, а значит, ситуацией небезопасности.
Чтобы помочь самому себе выдерживать страх неудачи, для начала нужно научиться его в себе отслеживать. Важно понять, какие переживания за этим стоят и с чем они связаны. Наблюдая за своими чувствами и эмоциями, можно попытаться связать их с определенными событиями, отследить свои реакции на них. Изучая свои возможности и ограничения, интегрируя их и свой жизненный опыт, возможно научиться быть более устойчивым, принимая все свои части: и слабые, и сильные, становясь устойчивой и целостной личностью.
Если страх неудачи появляется регулярно, доставляет сильный дискомфорт, тормозит любую активность, мешает жить и длится больше, чем полгода, есть риск того, что он может перейти в фобию или тревожное расстройство. В этом случае лучше обратиться за помощью к психотерапевту.
Психотерапия дает пространство для размещения любых наших чувств, переживаний и страхов. В процессе работы можно исследовать и понять причины и источники этого страха, откуда он появился и что он значит для конкретного человека, какие смыслы в нем заложены, ведь для каждого они свои.
Проживая негативные чувства в процессе психотерапии, мы учимся обходиться с ними, перерабатывая их в безопасной и принимающей обстановке, что может быть новым позитивным опытом, который поможет в дальнейшем сформировать внутренние опоры и научиться справляться с тяжелыми переживаниями и страхами.
Вера Климова,
Психолог-психоаналитик, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии