Почему нам нравится пересматривать любимые фильмы?

Почему есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова? Почему какие-то фильмы становятся культовыми, покрывая бессознательные запросы массового зрителя? Какие образы героев кино резонируют с нашими переживаниями особенно сильно? Какие внутренние желания и чувства они отражают?

Если мы посмотрим на маленьких детей, то заметим, что они могут практически бесконечно просить перечитывать им одну и ту же сказку или пересматривать один и тот же мультфильм или детский фильм. В этом навязчивом повторении можно разглядеть определенные механизмы работы психики. Так они справляются со своими страхами или новыми для себя процессами и ситуациями, пытаются осознать и отреагировать эмоции.

Можно выделить несколько глубинных причин, по которым у нас возникает желание вновь и вновь пересматривать любимые фильмы.

Просмотр любимого фильма может быть семейной традицией, например, символом новогодних праздников. Это становится определенным ритуалом. Когда вся семья или друзья собираются вместе за совместным просмотром, это может давать ощущение близости с этими людьми, успокаивать, давать чувство причастности к определённой группе. Более того, такой традиционный просмотр любимого кино помогает почувствовать связь с прошлым, с людьми, которых уже нет рядом. Совместные переживания вновь объединяют, дают ощущение стабильности и безопасности.
Ритуалы и ритуальные действия в своей повторяемости призваны снижать наше внутреннее напряжение, давая ощущение предсказуемости и создавая иллюзию контроля.
Например, более 30 лет подряд вся наша страна начинала празднование Нового года с просмотра фильма «Ирония судьбы или с легким паром!». И сейчас кто-то остался верен этой традиции, а для кого-то на смену советским фильмам пришли другие – «Один дома», «Рождественская история», «День сурка», «Гарри Поттер» и другие, которые становятся символом новогодних праздников. Меняется выбор истории, персонажей, и это связано с тем, что меняется основной запрос бессознательного у зрителя. А кинематограф воздействует на него напрямую, общаясь с нами через образы и звуки и обращаясь к нашим первичным влечениям, проникая в нашу психическую реальность.

Просмотр любимых фильмов дает нам ощущение стабильности. Предсказуемость и повторяемость сюжета, знакомые герои, когда мы уже знаем, что будет в финале, не создают внутреннего психического напряжения, а позволяют расслабиться. Ведь уже знакомый нам фильм не может нас удивить, мы заранее знаем, какие эмоции от него получим.
В этом может быть и проявление страха чего-то нового, пугающей неопределенности. Такое бессознательное предчувствие неожиданного развития линии сюжета или появление определенных персонажей, от которых мы не знаем, чего ожидать, могут способствовать появлению высокого уровня тревоги. Мы можем не осознавать этого, объясняя свой выбор какими-то рациональными причинами, интеллектуализируя свои переживания, но испытывая при этом непонятные эмоции.
А избегая неопределенности, выбирая знакомый любимый сюжет, мы создаем для себя безопасное пространство, комфортное для переживания своих чувств.

Пересмотр одного и того же фильма может быть способом переработки травмы. Не всегда кино может вызывать у нас приятные эмоции и чувства, но нас почему-то тянет пересматривать его снова и снова. Это может быть связано с попыткой справиться с травматическими переживаниями. Мы можем идентифицироваться с главными героями фильма, переживая их историю, как свою личную, но находясь на безопасном расстоянии от реальных угроз. В этом есть и попытка вновь встретиться с собственным травматическим опытом, и желание переработать застывшие чувства, связанные с этим. Просмотр фильма способствует высвобождению такого напряжения в психике, позволяя нам отреагировать злость, ярость, отчаяние и другие вытесненные чувства, которые невозможно было проявить в моменте травматического события.
Этот эффект достигается еще и потому, что у зрителя при просмотре возникает определенная регрессия за счет того, что он находится в пассивном состоянии, так как не может контролировать то, что происходит на экране, и может терять ощущение реальности, полностью погружаясь в фильм.
В таком состоянии психического регресса лучше происходит контакт содержания фильма с бессознательным зрителя, способствуя более глубокому взаимодействию с проекциями наших вытесненных страхов и желаний.
Например, у ребенка, постоянно пересматривающего фильм «Волшебник Изумрудного города», в истории обнаруживается длительная и травматичная разлука с родителями. И в этом фильме он снова и снова переживает процесс возвращения домой и связанные с этим страхи и трудности, таким образом в этом навязчивом повторении пытаясь овладеть своими травматическими переживаниями.

В зависимости от жанра и от сюжета постоянно пересматриваемого фильма можно сказать о нашем внутреннем состоянии, расценивая процесс просмотра кино как проекцию наших подавленных желаний и внутренних конфликтов. Фильм может отражать наши глубинные фантазии, страхи и тревоги. И через эти проекции мы можем изучать себя.
Образ главного героя, вбирая в себя все наши бессознательные переживания, может стать для нас объектом идентификации, удовлетворяя наши глубинные потребности.
Если рассмотреть в этом контексте любимую многими серию фильмов о Гарри Поттере, то можно увидеть, что это история о сиротстве и отвержении, о поиске тепла и любви, а также о борьбе со своей темной частью в лице Воландеморта, сложно обнаруживаемую в диссоциативном процессе и в следствие этого представленную неким внешним врагом. В этом смысле этот сюжет может отражать актуальную бессознательную проблематику одиночества и внутренней борьбы, а такую зацикленность на нем – попытку овладеть травматическими переживаниями, а также относящимися к этим переживаниям мыслями и аффектами, на символическом уровне. Ведь главная функция навязчивого повторения по З.Фрейду – это связывание напряжения и устранение возбуждения, вызванного этим напряжением, что и может происходить во время просмотра кино.

Безусловно, каждый из нас через личное восприятие может переживать происходящее на экране по-разному, вкладывая в это свое личное значение в контексте своей персональной истории. От этого зависит то, каким образом будет идти работа бессознательного и на что она будет направлена. Культовые фильмы, как правило, отражают внутренние психические процессы определенной культуры, покрывая бессознательные запросы массового зрителя, в них мы можем увидеть проблемы целого общества, его коллективные травмы и переживания.

Удовлетворяя подавленные влечения и агрессивные инстинкты при просмотре фильма, мы высвобождаем чувства и эмоции, используя его как символический контейнер для своих проекций и неосознанных представлений. Происходит определенная работа бессознательного по регуляции психических процессов, стабилизации эмоционального состоянии, снятия внутреннего напряжения. И если она прошла успешно, мы испытываем катарсис – психологического облегчение, вызванное контактом с любимым кинематографическим произведением.

Вера Климова,

Психолог-психоаналитик, член ЕКПП

Made on
Tilda